- /
- /
- /
Азбука жестов глухонемых (Русская)
Азбука жестов глухонемых
Русская дактильная или она же азбука жестов глухонемых появилась в начале 19 века. Первопроходцами в данном вопросе выступали: директор Санкт-Петербургского училища Виктор Иванович Флери, а также сурдопедагог Николай Михайлович Лаговский. До нас дошел один из первых вариантов данной системы образца 1821 года.
Исторически, к индивидам, не способным слышать и говорить, относились с предубеждением и даже суеверным варварством — их считали умственно неполноценными, над ними насмехались, издевались, преследовали и даже убивали.
Однако, уже в 17 веке появилась первая азбука жестов глухонемых, разработанная французом Шарлем де Лепи, которая практически в неизменном виде дошла до нашего времени. Некоторым, особо подготовленным специалистам, удавалось достигать 130 слов в минуту при коммуникации.
В России до появления собственных разработчиков специальной пальцевой схемы общения практиковали французскую школу обучения коммуникации, которая в свою очередь была в своей основе опиралась на разработки немецких ученых.
На территории бывшего СССР изучение пальцевого способа коммуникации осуществлялось централизованно, путем создания учебных заведений, именно поэтому применяемая система общения в настоящее время практически не имеет отличий в странах СНГ.
Но многие педагоги, работающие с глухонемыми, начали критиковать язык жестов и пальцев. Они считают, что использование только визуального канала для изъяснения недостаточно и что это изолирует их от общения с другими.
Поэтому, на современном этапе помимо пальцевых знаков люди обучаются также наблюдать за губами, а также пытаются говорить повторяя артикуляцию других людей.
Система изучения языка представляет собой несколько этапов:
- уровень для начинающих, позволяет изучить основы практического восприятия
- содержит более глубокие сведения и больший словарный запас, а также подразумевает более высокую скорость использования языка
- а на третьем уровне обучают практике синхронного перевода
Прежде всего, данный язык нужен тем, кто в связи с жизненными обстоятельствами должен общаться с другими членами общества на равных.
Он необходим педагогам, которые обучают людей с ограниченными возможностями.
Также, при помощи объяснения на пальцах можно в публичном месте обменяться информацией, не предназначенной для широкой огласки.
Сейчас данная система общения выглядит следующим образом: