Введите поисковый запрос
Паровозный алфавит

Серия | Тип | Назначение | Годы постройки | Описание |
---|---|---|---|---|
А | 2-3-0 | пасс. | 1892—1907 | |
АА20 | 2-7-2 | груз. | 1934 | Опытный паровоз, построенный на Ворошиловградском заводе. На момент создания — самый длинный в мире паровоз на жёсткой раме. Не эксплуатировался из-за чрезмерного разрушения пути и схода с рельсов на поворотах. |
Б | 2-3-0 | пасс. | 1907—1914 | Б — Брянский завод |
В | 2-3-0 | пасс. | 1896—1899 | В — система Воклена, строились в США |
Г | 2-3-0 | пасс. | 1901—1903 | Усовершенствованный вариант серии А. Г — завод Гартмана |
Д | 1-2-0 | пасс. | до 1912 | Серию Д получили все двухосные пассажирские паровозы, построенные до реформы обозначений 1912 года |
Е | 1-5-0 | груз. | 1915—1947 | Строился в США, основная часть поставлена в ходе Великой Отечественной войны. |
Ж | 2-3-0 | пасс. | 1896—1909 | |
З | 2-3-0 | пасс. | 1902—1906 | Первый паровоз с пароперегревателем |
И | 1-4-0 | пасс. | 1909—1911 | |
I | 1-2-0+0-2-0 | пасс. | 1903—1909 | |
ИС | 1-4-2 | пасс. | 1932—1942 | ИС — Иосиф Сталин. Пассажирский вариант ФД (ФДП) |
К | 2-3-0 | пасс. | 1907—1914 | К — Коломенский завод |
Л | 2-3-1 | пасс. | 1914—1926 | Л — проект Лопушинского |
Л | 1-5-0 | груз. | 1945—1955 | Первоначальное обозначение серии — П — было изменено в честь главного разработчика, Л. Лебедянского. |
ЛВ | 1-5-1 | груз. | 1952—1956 | |
М | 2-4-0 | пасс. | 1926—1930 | |
Н | 1-3-0 | пасс. | 1892—1914 | Паровоз с машиной компаунд, разработанный для Николаевской железной дороги на замену паровозам типа 2-2-0. Несколько модификаций были также изготовлены с простыми машинами. |
О | 0-4-0 | груз. | 1890—1928 | Самым известным паровозом этой серии был ОВ — «Овечка». Единственный рабочий паровоз в России — Ов-324 (выпуска 1905 г.) находится в депо С-Петербург-Сортировочный-Московский (ТЧ-7), используется для съемок в фильмах («Морфий», «Густав», «Поезд», «Сибирский Цирюльник» и другие). |
П | 2-2-0 | пасс. | 1891—1905 | П — проект Петрова. |
П34 | 1-3-0+0-3-1 | груз. | 1948 | Опытный сочленённый грузовой паровоз, построенный Коломенским заводом |
П36 | 2-4-2 | пасс. | 1950—1956 | Последний серийный пассажирский паровоз в СССР |
П38 | 1-4-0+0-4-2 | груз. | 1954 | Опытные сочлененные грузовые паровозы системы Маллета, построенные Коломенским заводом. Эксплуатировались на Красноярской дороге. |
Р | 1-4-0 | груз. | 1899—1911 | |
С | 1-3-1 | пасс. | 1911—1918 | Самый распространенный пассажирский паровоз дореволюционной конструкции |
СО | 1-5-0 | груз. | 1934—1951 | СО — Серго Орджоникидзе |
СУ | 1-3-1 | пасс. | 1925—1951 | Самый массовый пассажирский паровоз советской постройки, значительно переработанный вариант серии С |
Т | 0-3-0 | груз. | до 1912 | Серию Т получили все трехосные грузовые паровозы, построенные до реформы обозначений 1912 года |
ТМ | 2-4-0 | пасс. | 1950—1956 | Строился в Венгрии |
ТЭ и др. | разл. | груз. | — | Паровозы, захваченные в Германии и других странах в ходе Великой Отечественной войны. Расшифровка серии «Т» — трофейный, следующая буква указывает на близкий по характеристикам русский паровоз по классификации 1912 г. Серия ТЭ — читается как «Трофейный близок к серии „Э“», ТО — «Трофейный О», такому переименованию не подвергались Польские паровозы (Польская серия Pt31) |
У | 2-3-0 | пасс. | 1906—1912 | У — типа Рязанско-Уральской дороги. Строился на Путиловском заводе. |
Ф | 0-3-0-0-3-0 | груз. | 1871—1884 | Ф — сочлененный паровоз системы Ферли. Строились в Великобритании, Австрии и России |
ФД | 1-5-1 | груз. | 1931—1942 | ФД — Феликс Дзержинский. Строился на Луганском заводе |
Х | 1-4-0 | груз. | 1896—1920 | Строился в США |
Ц | 1-4-0 | груз. | 1896—1904 | |
Ч | 0-4-0 | груз. | 1877—1902 | Серию Ч получили все четырехосные грузовые паровозы, построенные до реформы обозначений 1912 года |
Ш | 1-4-0 | груз. | 1901—1907 | |
ША | 1-4-0 | груз. | 1943—1946 | Поставлялся по ленд-лизу из США |
Щ | 1-4-0 | груз. | 1906—1918 | |
Ъ | разл. | пасс. | 1869—1914 | Пассажирские танк-паровозы |
Ы | 0-4-0 | груз. | 1910—1920 | |
Ь | разл. | маневр. | — | Маневровые танк-паровозы с 1912 года |
Э | 0-5-0 | груз. | 1912—1957 | В начале 1920-х годов часть паровозов, серии ЭГ и ЭШ, изготавливались в Германии и Швеции под контролем специальной делегации из РСФСР. Самая массовая серия русских паровозов, было построено около 11 000 машин |
Я | 1-3-0 | пасс. | 1896—1903 | Строился на Невском заводе для пригородного сообщения |
Ѵ | 0-4-0 | груз. | 1908—1931 | |
Θ | 0-3-0+0-3-0 | груз. | 1898—1899 | Сочлененные грузовые паровозы системы Маллета, построенные Брянским и Путиловским заводами по проекту завода Хеншеля для Московско-Казанской железной дороги. Отдельные модификации также строились до 1924 года. |
Я-01 | 2-4-1+1-4-2 | груз. | — | Опытный паровоз системы Гарратт, построен в Великобритании, доставлен в СССР морем, собирался в Ленинграде |